Творческая встреча - лекция
Своеобразие русского ориентализма в живописи второй половины XIX века
Сезон 2023 - 2024

17 февраля, 18:00. Мероприятие проходит в
Центре эстетического воспитания «Мусейон», Большой зал (ауд. 101)
Запись мероприятия можно посмотреть на нашем канале youtube
Анастасия Лосева
Выпускница КЮИ 1987 г., старший научный сотрудник ГИИ, кандидат искусствоведения, главный тренер московской сборной по МХК на Всероссийской олимпиаде школьников
Эпоха второй половины XIX столетия во многом определила и визуализировала модели восприятия Востока, актуальные и для нашего мышления. Мы сосредоточимся на живописи В.Д. Поленова, дважды путешествовавшего по Египту и Святой Земле, и постараемся в его способе фиксации и осмысления восточных впечатлений увидеть специфику отечественной «оптики» в видении Востока.

Поленов совершает свои поездки в 1881 — 1882 и в 1899 годах, в тот же период, что и И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов, В.В. Верещагин, И.Е. Репин и Н.А. Ярошенко. Обычно такая поездка была отчасти христианским паломничеством. Главной целью художников была Палестина, Святая земля. Здесь они могли почерпнуть много исторического материала для картин, связанных с сюжетами Нового Завета. Теперь это было совершенно необходимо, так как реализм и историческая достоверность были важнейшими качествами, ценившимися в живописи второй половины XIX века.


Одновременно люди этой эпохи, воспринимавшие Христа как историческую фигуру, постепенно приходили к осознанию того, что он был евреем, а, соответственно, перед европейскими и русскими художниками вставал вопрос, как визуализировать его еврейское происхождение и как согласовать новый язык, акцентировавший этническое и национальное с академическим языком религиозной живописи?

Вместе с тем, прежде, чем добраться до Святой Земли художникам предстояло увидеть Турцию и Египет —территории в гораздо большей степени связанные с современной колониальной, нежели древней историей.
Made on
Tilda