В нашей лекции-беседе мы поговорим об одной из важных проблем истории архитектуры, изобразительного и орнаментального искусства средневекового исламского мира эпохи Арабского халифата. Это теократическое государство сложилось вследствие возникновения в Западной Аравии в 20-х годах VII века и последующего развития третьей мировой монотеистической религии – ислама. После смерти его пророка и основателя Мухаммада руководство молодым государством мусульман перешло к его преемникам – халифам. Номинально Арабский халифат существовал около шестисот лет, с 632 по 1258 год. В период наибольшего могущества, в VIII–IX веках, владения халифов на западе простирались до Атлантического океана, на востоке – до реки Инд, на севере – вплоть до Кавказских гор и Каспийского моря, а на юге – побережий Индийского океана и Персидского залива. Языком межнационального общения, образования, науки, литературы и искусства стал арабский язык, на котором был записан Коран – священная книга мусульман.
Жители этой огромной державы стали наследниками древнейших цивилизаций Центральной и Западной Азии, Северной Африки и Южной Европы. Использовали ли создатели новой цивилизации, в которой огромную роль играли (и играют) исламская идеология, арабский язык и арабское письмо, это богатейшее наследие? Вынужденно ли они мирились с чуждыми им традициями, привыкали и приспосабливались к ним? Или в той или иной мере были знакомы с ними, добровольно принимали чужое художественное наследие, охотно использовали его, усваивали, а со временем, изменяли и превращали в своё?
Эти вопросы возникли не случайно. Дело в том, что пришло время пересмотреть сложившееся в конце XIX – начале XX в. и всё ещё распространённое представление о том, что арабы-мусульмане, в основном, были кочевниками и не имели собственного прошлого в области архитектуры и изобразительного искусства. Однако знакомство с самими памятниками, круг которых благодаря археологическим и искусствоведческим исследованиям со второй половины XX века необычайно расширился, показывает, что традиционная, но ошибочная точка зрения – не более, чем следствие ограниченности наших знаний.
Впрочем, вам предоставляется возможность самим увидеть и сопоставить художественные памятники разных культур и эпох и составить собственное представление о путях формирования искусства средневекового арабского мира.