Темой выступления заместителя директора Института Африки Российской академии наук Дмитрия Бондаренко станет самая кровопролитная война в истории США, длившаяся с 1861 до 1865 года и известная как война Севера и Юга, и ее последствия для современной Америки.
«Изучение на протяжении нескольких лет в 16 больших и малых городах десяти штатов в разных частях США африкано-американского сообщества привело меня к убежденности в том, что культурная граница между Севером и Югом страны не исчезла и по сей день. Она остается значимым культурным и социально-политическим фактором общественной жизни страны, а «северянин» и «южанин» – узнаваемыми типажами», – рассказывает Дмитрий Бондаренко. Автор доклада исследовал экспозиции многих музеев от краеведческих в провинциальных городках до имеющих национальное значение и мировую известность, посетил ряд некогда рабовладельческих поместий, ныне превращенных в музеи-усадьбы, исторические церкви и кладбища, осмотрел большое число мемориалов и монументов, связанных с тематикой исследований, и, конечно, взял огромное количество интервью о том, как сегодня воспринимается история гражданской войны и освобождения рабов, у самых разных людей различного происхождения и социального положения.
На лекции вы услышите о различиях в истории северных и южных штатов, о проблеме рабства и об его отмене, закрепленной 13-й поправкой к Конституции США, вступившей в силу 18 декабря 1865 г. Но разговор пойдет, главным образом, о сложности и конфликтности исторической памяти о Гражданской войне для современных американцев и о том, как историческая память прорывается в современность, ярким подтверждением чему стали события в США последних лет, связанные с проявлениями расизма и борьбой с ним.
Людям, связанным с искусством, возможно, будет особенно интересно узнать, как память о прошлом отображается в музейных экспозициях, мемориалах, памятниках и т.п., как, будучи отнюдь не нейтральными с точки зрения как этической, так и политической, они становятся и объектами и, в известном смысле, участниками сегодняшних событий, ведущих к радикальному пересмотру прошлого США и изменению в том числе художественных форм памяти о нем.